Задайте себе вопрос:
Кому именно не обойтись без экзегетики и опыта?
Кому?
Если Авраам без опыта и экзегетики поверил откровению от Бога, он назван потому отцом веры для всех верующих его потомков. Он оперся всецело и полностью только на откровение Божие.
Но потомки его оказались неверующими.
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.
1Кор 2:14
Вопрос, душевный, неверующий человек может понять Божественное откровение записанное пророками?
Нет.
Может ли душевный человек разобраться в принципах экзегетики и научится их применять?
Может.
Сможет ли он истолковать Писания, применяя экзегетику?
Нет.
Тогда зачем нужна экзегетика духовному, если она не помогает даже душевному?
В чем отличие духовного человека от душевного?
Ибо кто познал ум Господень, чтобы мог судить его? А мы имеем ум Христов.
1Кор 2:16
духовный имеет ум Христов.
душевный не имеет.
Представьте себе людей слушавших Иисуса Христа.
Они слушают Его мудрость и возможно даже у кого то могла появиться мысль, вот бы мне иметь ум Его, чтобы так же понимать Бога.
Павел пишет, что мы имеет ум Христов.
Как так?
Теперь я могу подобно Иисусу Христу знать и понимать моего Небесного Отца?
Это невероятно!
Спасибо дорогой Отец!
Кто же пренебрежет этим драгоценнейшим даром от Бога и захочет вернутся к своим костылям?
Кто-то может возразить, можно получать познание от ума Христова и от опыта и экзегетики.
Ты хочешь сказать, что ум Христов нуждается в помощи, чтобы тебя научить?
Нет.
Тогда кто нуждается в помощи? Может тот, кто боится опереться полностью всем сердцем на разум Христов?
Я не отвергаю экзегетику как инструмент в руках Бога.
Он может использовать экзегетику, как инструмент, чтобы открыть человеку что-то.
Только в этом направлении работает такой инструмент и его использование законно. От Бога к человеку. Но в обратном направлении нет. Ты не можешь с помощью какого либо инструмента проверять Бога.
Ты либо веришь, либо нет.
Такое ощущение, как будто у тебя сейчас выбили костыли из рук на которые ты опирался и тебе страшно. Ты напряженно думаешь, как мне теперь определять истину, а вдруг меня обманут, введут в заблуждение без моих костылей. И рука твоя тянется снова к костылям. Но тут ты слышишь голос. Он тебя спрашивает, почему ты опирался на костыли? Снова бегают мысли в голове. И голос отвечает, потому что ноги твои не держат тебя. Твой ум слаб и немощен, не может уразуметь всего бытия, он не держит тебя, потому ему нужны внешние опоры. Но Я исцелю твои ноги, так что они твердо встанут. Я вложу в тебя Свой ум и твой ум окрепнет.
Выбрасывай свои костыли быстрее…
Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.
1Ин 2:27
Учит ли нас Бог через церковь?
Учит.
Но не нужно путать.
Ум Христов, Который в моем брате учит меня, а ум Христов, который во мне поясняет мне.
И таким образом сопоставляя духовное с духовным я духовно назидаюсь.
что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным.
1Кор 2:13
А что неверующие делают?
Один из них идет в библиотеку и ищет костыли попрочнее, потом идет к брату и говорит, вот я нашел такие прочные костыли, выбрасывай свои и бери эти.
В итоге, хромой помогает хромому, а слепой ведет слепого.
Это не церковь!
Церковь, есть тело Христово.
Тело Христово имеет ум Христов. И костыли этому телу не нужны.