Дела без веры не спасают, а вера без дел мертва и такая вера также не спасает.
Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
Иак 2:20
Почему Иаков применил такое выражение к вере — мертва?
Именно мертва.
Вера в которой нет воскресения, жизни.
Жизни, которая приносит плод.
Смерть не может производить плод, поэтому и вера, в которой нет воскресения Иисуса Христа, мертвая, безжизненная и бесплодная.
А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
1Кор 15:17
μάταιος (тщетна) - суетный, тщетный, безрезультатный, бесцельный, безуспешный, бесплодный
Тщетная вера, т.е. бесплодная, не могущая произвести плод Духа. Вера без дел, пустая вера.
Вера как выключатель, через нее Христос живет через нас.
А если Христос не воскрес, то вера оказывается тщетной, бесплодной. Выключатель срабатывает, а жизни никакой не происходит и наше тело не оживает жизнью Христа, но продолжает грешить.
Спасаемся жизнью
Мы спасаемся не только смертью Иисуса Христа, но и Его жизнью.
Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.
Рим 5:8-10
Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.
Мы примирились с Богом смертью Сына, оправданы Кровью Его, а что дальше? Дальше спасаемся жизнью Его, т.о. мы совершаем свое спасение.
Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение
Флп 2:12
Совершая живые дела живой веры мы совершаем свое спасение и наша вера достигает совершенства.
Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
Иак 2:22
τελειόω (совершенства)
1.совершать, исполнять;
2.заканчивать, завершать, доводить до конца;
3.делать совершенным;
страд. совершенствоваться, достигать совершенства;
чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.»
Рим 8:4
Оправдательный приговор закона исполняется в живущих по духу.
Не о мертвых делах говорится.
Не о делах буквы, которая убивает, но о плодах Духа, который животворит.
Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит.
2Кор 3:6
Хождение по букве закона убивает, а хождение по духу животворит, т.е. приносит плод.
Итак закон противен обетованиям Божиим? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона
Гал 3:21
Закон не может животворить, поэтому и дела закона не оживляют человека.
Павел настолько был укорененным в исполнении закона, что достиг непорочности по правде законной.
Он искоренил из своего лексикона слово дела по отношению к жизни христианина, вероятно потому, что дела, исполнение закона, были самым большим камнем преткновения для Иудеев. Однако Иаков дела назвал делами.
Если мы спасаемся делами, то кому тогда похвала?
Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти?
Рим 4:1-2
Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.
Если человек оправдывается делами буквы, по плоти, то получает похвалу от людей, но не от Бога.
И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
Рим 2:27,29
…
но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога.
Если человек оправдывается делами Духа, то получает похвалу от Бога.
Как видим Павел так-же обличал обрезаных, как и Иаков в несоответствии внутреннего содержания сердца и внешних дел.
Только Иаков это говорит такими словами:
Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
Иак 2:14-16
Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
Риторический вопрос. Вера не имеющая дел не может спасти. Она мертвая, бесовская. Такая вера разделила Евангелие напополам. Его смерть приняла, но Его жизнь отвергла. Разве существует истинный Христос, который умер, но не воскрес? Так какого Христа приняли христиане, которые принимают прощение своих грехов в смерти Христа, однако не принимают праведной и плодоносной жизни в воскресении Христа?
А Павел говорит такими словами:
Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом,
Рим 2:17,21-25
…
как же ты, уча другого, не учишь себя самого?
Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь?
Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?
Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников.
Обрезание полезно, если исполняешь закон; а если ты преступник закона, то обрезание твое стало необрезанием.
Похвала по плоти от дел закона уничтожена законом веры.
Где же то, чем бы хвалиться? уничтожено. Каким законом? законом дел? Нет, но законом веры.
Рим 3:27
Однако похвала от Бога для того, кто исполняет закон по духу, а не по букве, остается.
Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона.
Рим 3:28
Посмотрите, Павел не говорит, что мы оправдываемся независимо от любых дел, иначе как бы язычники осудили Иудеев, не исполняя закона по духу? Если и те и другие не исполняют, какой тогда суд?
И необрезанный по природе, исполняющий закон, не осудит ли тебя, преступника закона при Писании и обрезании?
Рим 2:27
Мы оправдываемся независимо от дел именно закона, той самой буквы, которая убивает. Не от дел произведенных в верующем Духом. Именно за эти дела человек получает похвалу перед Богом и именно эти дела обвиняют тех, кто имеет закон, но не исполняет его.
Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
Гал 2:19-20
²⁰ и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Павел уже не живет, живет в нем Иисус Христос. Павел живет верой. Раз живет не Павел, а Иисус, то и хвала от Бога Ему. Почему же хвала будет Павлу тоже от Бога? Потому что он пребывает во Христе и все что Христово, вменяется и Павлу по вере.
Прикосновение к мертвому
всякий, прикоснувшийся к мертвому телу какого-либо человека умершего и не очистивший себя, осквернит жилище Господа: истребится человек тот из среды Израиля, ибо он не окроплен очистительною водою, он нечист, еще нечистота его на нем.
Чис 19:13
Никто мертвый, не имеющий в себе жизни Иисуса Христа, произращающей и производящей плод Духа, не может войти в жилище Господа.
Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
Ин 6:57
чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
Рим 8:4
Исполнительная власть приводит в исполнение приговор.
Как звучит приговор оправдания по вере?
Приговор оправдания звучит так:
А праведность от веры так говорит: «не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо?» то есть Христа свести.
Рим 10:6-7
Или: «кто сойдет в бездну?» то есть Христа из мертвых возвести.
Ответ на эти два вопроса: никто. Это никому не под силу сделать.
Так кто же может поднять эту неподъемную ношу, чтобы привести в исполнение приговор, решение суда, чтобы спастись человеку?
Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?
Мат 19:25-26
А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.
Это возможно лишь только Богу.
Подобную дилемму высказал и Павел.
Он признал заповедь доброй.
Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра.»
В себе самом Павел не нашел возможности исполнить добрую заповедь. Для него это оказалось невозможным.
Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.
Рим 7:18
И Павел видит выход: оправдание по закону может исполнится в нас и мы можем получить благословение, а не проклятие предписанные в законе.
Однако живя по плоти и исполняя букву закона, нам не осилить этой ноши, но живя по духу возможно.
Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти,
Рим 8:3-4
чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.
Иисус Христос Духом Своим оживляет наши смертные тела, умерщвляя духом дела плотские.
Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
Рим 8:11-14
Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.
Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.
Все сие происходит через водительство Духом Божиим, сынов Божиих.
А только сыны свободны от рабства греху.
Иисус не отменял закон, но утвердил его. Он пришел, чтобы исполнить его. И исполнил его во всей точности до последней йоты, не оставив без внимания ни одной черты. Пребывая в Нем, мы становимся способны исполнить закон до последней йоты и превзойти праведность самых суровых в ревновании к исполнению закона книжников и фарисеев, посвятивших всю свою жизнь на изучение и практику исполнения закона.
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.
Мат 5:17-20
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все.
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.
Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.
Если наша праведная жизнь не превзойдет праведной жизни фарисеев, то не войдем в Царство Небесное.
Пребудьте во Мне, говорит Иисус, потому что без Меня не можете принести плод праведности по закону во всем его совершенстве, плод Духа.
Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне.
Ин 15:4-5
Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
Давайте вспомним слова закона, что же Бог предлагает Своему народу?
Вот, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие:
Втор 11:26-28
благословение, если послушаете заповедей Господа, Бога вашего, которые я заповедую вам сегодня,
а проклятие, если не послушаете заповедей Господа, Бога вашего, и уклонитесь от пути, который заповедую вам сегодня, и пойдете вслед богов иных, которых вы не знаете.
Проклятие Иисус взял на Себя.
Но что же делать с благословением?
а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона».
Гал 3:10-14
А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, — ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе», —
дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.
Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Гал 4:21
Верующие исполняют закон не будучи под законом.
Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;
Евр 6:7-10
а производящая терния и волчцы — негодна и близка к проклятию, которого конец — сожжение.
Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так.
Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым
Плодоносные христиане получают благословение от Бога, а бесплодные близки к проклятию.
Бог вложил Свой закон в сердце человека, чтобы он исполнил закон.
Закон не нарушается, ни одна черта, ни одна йота, но вложен в сердце и будет исполнено все.
Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их
Евр 10:16
Поэтому будут оправданы перед Богом
исполнители закона.
потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут
Рим 2:13
Любовь есть исполнение закона.
Ин 14:15,21
Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
…
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
Рим 13:8-10
Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого» и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя».
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.