Усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты (Прит 1:3)
tsedeq - tseh'-dek (правосудия) 1. прямота; 2. праведность, правда, справедливость; 3. верность
Прямой — откровенный, честный, не использующий умолчаний, иносказаний
Ученики Его сказали Ему: вот, теперь Ты прямо говоришь, и притчи не говоришь никакой
Ин 16:29
Почему Иисус Христос не говорил с людьми прямо, открыто, без притч, иносказаний?
С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно,
Пс 17:26-28
с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его, ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь.
iqqêsh - (лукавый) кривой; перен. извращённый, лукавый, коварный, лживый.
Притча не подает истину прямо. Она завязывает прямой путь слова от говорящего к слушающему в узел, в загадку, которую нужно развязать, разгадать.
Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.
Пс 77:2
chıiydah (гадания) загадка.
Зачем Бог говорит загадками к лукавым людям?
Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему;
Прит 26:4
но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.
Иисус предупреждал не сыпать жемчуг слова Божиего перед свиньями.
Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
Мат 7:6
А о кораллах и жемчуге и упоминать нечего, и приобретение премудрости выше рубинов.
Иов 28:18
Если никто из людей не сыпет рубины, кораллы и жемчуг перед скотом, чтобы он не топтал его, то будет ли мудро говорить прямо лукавым людям истину, которая выше рубинов, кораллов и жемчуга? Задам очень неприятный вопрос. Неужели Иисус видел людей как скот?
Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя,
Пс 72:21-22
тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
Кто это говорит?
Так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,
Пс 72:13-14
и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро
Это говорит Асаф, весьма благочестивый человек. Почему он так о себе говорит?
доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.
Пс 72:17
Он не разумел, был как скот. Асаф уразумел…увидел себя очами Господа. Как Бог нас видит?
…как скот был я пред Тобою
Пс 72:21-22
Что же сказать?
Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.
2Пет 2:22
Так поступает неразумное животное. А когда люди так поступают, будет ли мудро перед ними рассыпать жемчуг?
глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
Прит 23:33-35
И скажешь: «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же».
Так ведет себя только неразумный скот.
будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
Еф 4:18-19
Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
Снова и снова делают всякую нечистоту с ненасытимостью. Что же сказать таким людям, которые ведут себя как скот? Которые возвращаются на свою блевотину? Идут валяться в грязь снова и снова?
то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
Рим 1:24-27
Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
Страшная картина.
Люди отвергшие свет драгоценной истины, как скот, бегут в темноте не зная куда и зачем, руководствуясь своими похотями, потеряв всякий рассудок. Их хозяин разговаривает с ними на непонятном им человеческом языке разума, но они разумеют только один язык — бегут и натыкаются на палку, их бьют как скот, который не разумеет слов, они сквернят сами себя и в самих себе получают должное возмездие.
Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева, — повернулись назад. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.
Ис 1:4-7
От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.
Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими
Наверное это пытка для разумного существа, целыми днями слушать и не понимать.
Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им
Мат 13:34
Слушать и слушать, день за днем притчи без объяснения. Это как первокласснику слушать лекции по высшей математике. Кем ты себя почувствуешь в конце концов? Так себя и чувствовали Иудеи.
И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом.²⁴ Тут Иудеи обступили Его и говорили Ему: долго ли Тебе держать нас в недоумении? если Ты Христос, скажи нам прямо.
Ин 10:23-24
Они стали похожи на людей, которым задают математическую задачу, загадку, а они смотрят голубиными глазами и говорят: ты скажи нам ответ, мы твои задачи не понимаем, прямо нам скажи. Реакция людей видящих происходящее перед их глазами и слышащих все своими ушами, но ничего не разумеющих.
так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи
Мар 4:12
Люди с кривыми путями, желают прямых ответов. Почему так? Иисус предупреждал
Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби
Мат 10:16
Что же Иисус имел в виду?
… но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.
Рим 16:19
Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
1Кор 14:20
Люди стали мудры, находчивы, догадливы как змеи на зло и просты не разумны, не догадливы, не находчивы понимать и делать добро. Потому, когда Иисус пришел к Иудеям, делая и говоря добро, они должны были уже иметь опыт в догадливости, разумности, находчивости на добро и понимать загадки. Иисус говорил с людьми на языке начальных классов добра.
Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
Ин 3:12
Если бы Иудеи обступившие Иисуса были не ленивы и любили мудрость и знание, то для них такие задачи разума были бы легко решаемы. Они догадались бы.
И стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца: зовут Египтян, идут в Ассирию.
Ос 7:11
Люди были ленивыми не желали учится, на добро, смотрели на Иисуса как простые голуби и требовали ответа. Почему так?
¹⁰ И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?
¹¹ Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано,
¹² ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет;
¹³ потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют;
¹⁴ и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите,¹⁵ ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их»
Мат 13:10-15
Потому что тот, кто имеет, тому дано будет. Что имеет? Имеет то, что дано будет.
Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.
Прит 6:6-11
Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;
но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.
Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь:
и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник
Если человек не ленив и проходит дошкольное образование, то придя в школу, его разум будет прямо и легко усваивать то, чему его учат. А Иисус много учил людей. Потому Иоанн Креститель преподавал людям дошкольное образование, делал путь истины прямым, незамысловатым, легко понимаемым. Иоанн Креститель проповедовал покаяние. Отвернуться от зла, повернуться к добру и совершить достойный плод покаяния, приносить добрые плоды. Начать учится делать добро. Он учил их азбуке и простейшей математике добра.
Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству; и не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога,
Евр 6:1-2
учению о крещениях, о возложении рук, о воскресении мертвых и о суде вечном.
ἀρχή - archē (начатки) 1. начало, основание, происхождение; 2. начальство, господство; 3. угол, край, конец.
Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека;
Еккл 12:13-14
ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.
Иоанн Креститель начинает с огня неугасимого.
лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым.
Мат 3:12
Он закладывает основание, начало мудрости и разумного поведения, любого человека ведущего звериную жизнь. Начало мудрости и разума, страх Господень.
Начало мудрости — страх Господень, и познание Святого — разум;
Прит 9:10
Иоанн проповедует удалиться от злых дел и повернуться к Богу.
и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла — разум
Иов 28:28
Сегодня смысл покаяния искажен. Покаяться в современном понимании, это умственно осознать свою греховность и произнести молитву покаяния.
Покаяться, это удалиться от зла разумом и делами, всем своим существом уклонятся и удаляться от зла, зная, что всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.
Но это не все!!! Покаяться это:
если будешь призывать знание и взывать к разуму;
Прит 2:3-6
если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,
то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.
Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум
Покаяться, это удаляться от зла всем своим существом и всем своим существом призывать знание и взывать к разуму, искать его как серебра и отыскивать его как сокровище. Вот тогда Бог рассыплет перед тобой Свой жемчуг мудрости слова Божиего.
Доселе Я говорил вам притчами; но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.
Ин 16:25-26
В тот день будете просить во имя Мое, и не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас